Блог Sendsay

Пишем про email-маркетинг. Показываем, как превратить email в эффективный маркетинговый канал.

Опросы в письмах. Сценарии, советы, инструменты

Рассказываем, для чего опрашивать подписчиков и как провести опрос правильно — чтобы добиться ответов, улучшить контент и повысить конверсию с рассылки.

О чем спрашивать подписчиков и для чего вообще это надо

С помощью опросов вы увеличите конверсию: составите детальный портрет подписчика, добавите его в нужный сегмент и сделаете персональное, релевантное предложение. Вместе с этим выявите сильные и слабые стороны рассылки, получите обратную связь — добудете мнения о продукте, услуге или работе службы поддержки.

Если говорить детально, то через опросы вы:

— Узнаете дополнительные сведения о подписчике

В большинстве случаев подписчик приходит с формы подписки. Знаете вы о нем немного — имя и адрес электронной почты. Чтобы составить персональное предложение, этого недостаточного, надо копать глубже. Выясните дату рождения и отправляйте поздравительные рассылки со скидками, подарками и бонусами. Спросите, какие товары ему интересны, и отправляйте «точечную» рассылку с новинками и акциями конкретно по этой категории. И вообще, узнайте, какой тип контента интересует подписчика — вдруг его привлекают только новые поступления, а все эти акции и скидки «по барабану». Правило работает и в рассылках, ориентированных на контент, — не забывайте, что одни ждут лонгридов и аналитический статей, а другим достаточно новостей по теме.

С детальным портретом проще «раскидать» подписчиков по сегментам: вот там мужчины, старше сорока, интересуются гаджетами и хотят получать тематические рассылки с новинками, а здесь — мужчины до тридцати, их интересуют игровые приставки и предложения со скидками от 20%.

— Собираем обратную связь

Если сомневаетесь в качестве контента или хотите собрать мнение о продукте — спросите. Даже если не сомневаетесь — все равно спросите. Копирайтер пишет по два-три текста в неделю, дизайнер и верстальщик работают без перерывов на кофе, вполне возможно, что их взгляд замылен. Держите руку «на пульсе» — интересуйтесь мнением подписчиков. Каким бы сильным ни казался текст, он бесполезен, если читатели его не понимают. Каким бы стильным ни казался дизайн макета, он бесполезен, если человек не находит кнопку «купить».

Через опрос подписчик может оставить отзыв о продукте или недавней покупке. Такой отзыв будет настоящим, честным и «живым» — разместите на сайте или на странице в социальных сетях. Либо добавьте кнопки для расшаривания и тогда подписчик сделает это за вас. Если, конечно, уверены, что отзыв будет положительным ;)

Собирать и отслеживать ответы подписчиков вручную необязательно. Настройте автоматизацию, пусть «машина» работает за вас. Подписчик указал, что родился 20 июня — окей, он автоматически попадет в сегмент «Родившиеся 20 июня». Если макет поздравительного письма готов, то рассылка пройдет без вашего участия, в нужное время и в нужную дату.

Спрашивайте о дате рождения, предпочтениях, желаемом формате рассылки. Собирайте обратную связь и совершенствуйте качество контента. Сегментируйте подписчиков, исходя из ответов, и отправляйте им продуманные, персональные предложения.

Формат опросов

Опросы в рассылках мы разграничиваем по форме ответа и типу встраивания в письмо.

По форме ответа:

— Опрос с одним вариантом ответа

Подписчик выбирает ответ из предложенных вариантов. Такой формат подходит для сбора обратной связи, когда нужно ответить односложно — «да» или «нет». Например, понравилась ли вам рассылка, хотели бы вы получать подобные рассылки в дальнейшем. Или еще один сценарий — выберите ваш возраст из списка вариантов: от 20 до 30, от 30 до 40 и так далее. Под каждый ответ рекомендуем поставить ссылку со страницей благодарности и счетчиком, который поможет отследить и записать результаты.

— Опрос с несколькими вариантами ответа

Подписчик отмечает несколько вариантов из списка. Пригодится, когда вы предлагаете выбрать тип контента, который интересен подписчику. Понятное дело, что интересны могут быть и новости со скидками, и рассылки с товарными новинками. Не знаете, по каким товарам запускать рассылку? Спросите об этом подписчика — он скажет, что ему нужно.

— Опросы с открытыми полями для заполнения

Формат, когда клиент самостоятельно вписывает информацию в незаполненные поля. Для получения развернутой информации способ удобный, так как подписчик может вписать свою дату рождения, указать фамилию и вообще все, что угодно. Но с точки зрения обработки данных — придется запариться, «переписывая» полученные ответы; обычно их выгружают стандартной экселевской таблицей. Учитывайте, что подписчики, особенно новые и «холодные», не заинтересованы заполнять какую-либо информацию — обратной связи с таких опросов будет меньше.

По типу встраивания в письмо:

— Опрос, встроенный в письмо

Некоторые сервисы рассылки позволяют вставить блок с опросом в тело письма. При этом никто из них не обещает, что опрос корректно отобразится во всех почтовых клиентах. В Outlook он, скорее всего, «слетит», а на андроид-устройствах не отобразится в принципе. Если это вас не смущает — можете встроить блок опроса в предыдущей версии Sendsay.

— Опрос на отдельной странице

Подписчик проходит опрос на отдельной странице, переходя на нее из письма. Для вас этот вариант куда удобнее — поставить ссылку проще, чем вставить блок с опросом, отследить результаты тоже. Зато подписчикам удобнее проходить опрос сразу в письме. Наш кейс с Ivedion подтверждает это предположение: опрос по ссылке прошли 19,85% пользователей, внутри письма — 30,36%.

— Опрос с ответом на другую почту

Вариант, когда вы предлагаете ответить на вопросы, написав на корпоративный ящик. Способ малоэффективный и, если сработает, то только с лояльными и активными подписчиками. Использовать его на «холодной» базе мы не советуем.

Хотите получить максимальное количество ответов — вставляйте опрос в письмо и продублируйте его ссылкой на отдельную страницу. Тогда те, у кого не отобразится внутренний виджет, смогут пройти опрос «на стороне». Если база «горячая» и активная — можете просить развернутых ответов. Новым пользователям лучше предложить вопросы, где надо выбрать один или несколько вариантов ответа.

Сервисы для проведения опросов

Каждый из сервисов работает по одному и тому же принципу — вы регистрируетесь, создаете форму, настраиваете список вопросов и получаете ссылку на страницу с опросом. Затем вставляете ссылку в письмо и «забираете» ответы — их можно выгрузить в виде простой экселевской таблицы или посмотреть в личном кабинете, зависит от сервиса.

Инструментов для проведения опросов много, мы отобрали популярные и проверенные:

Google Forms

Простой, бесплатный и минималистичный. Из плюсов — отсутствие ограничений по количеству ответов и адаптивность под мобильные устройства. Из минусов — вставить опрос в письмо не получится, да и по дизайну настройки минимальны: можете добавить только шапку, логотип и фон. Ответы записываются в экселевскую таблицу — насколько это удобно, решать уже вам.

SurveyMonkey

«Мировой лидер в области проведения опросов и исследования онлайн» — так написано на главной странице сайта. В бесплатной версии можно задать 10 вопросов и собрать 100 ответов. Базовый тариф за 1 790 рублей в месяц расширяет количество ответов до тысячи и далее по нарастающей. В платном аккаунте вы выбираете шаблон опроса, добавляете логотип, настраиваете всплывающее окно и вообще чувствуете, что возможности безграничны. Сервис подойдет крупным компаниям с большой базой и хорошими бюджетами, новичкам стоит поискать другой вариант, подешевле и попроще.

Testograf

На бесплатном аккаунте ограничений по опросам, вопросам и количеству ответов нет. Настроек при этом хватает — можете менять шрифт и его цвет, добавить фон, шапку и тому подобное. Страница с адаптирована по умолчанию, но содержит рекламу сервиса. Чтобы ее отключить придется купить PRO-аккаунт, который в обойдется в 1 790 рублей в год, позволит забрендировать страницу и отследить результаты.

Если вам не хватило или не понравилось, попробуйте эти варианты — Simpoll, Survio и Typeform. По функционалу и ценам они на одном уровне, грандиозных различий нет. Но если есть выбор, то почему бы не сравнить?

Выбор сервиса зависит от ваших целей и возможностей. Для простых опросов, без стильных эффектов и дизайнерских наворотов, подойдет бесплатный сервис от Гугла. Если хочется чего-то большего — попробуйте Testograf. Ну а если вы крупная компания с большой базой, большим бюджетом и большими амбициями — используйте SurveyMonkey.

Советы по проведению опросов

— Периодичность опросов

Спонтанных чисел с потолка мы брать не будем. Спрашивайте только тогда, когда это действительно нужно. Например, в момент «знакомства», чтобы узнать дополнительные сведения, или после запуска нового продукта, чтобы собрать обратную связь.

— Количество вопросов

Отправлять анкету из 15 вопросов точно не стоит. Даже если подписчики — ваши преданные фанаты, надо еще найти время, чтобы все это заполнить. Постарайтесь ограничиться пятью вопросами. Если их больше — отправляйте постепенно, несколько писем, предварительно предупредив о подобной рассылке.

— Мотивация подписчиков

Проходить опрос не захочется. Конечно, «зачем мне тратить время, оценивая их новый продукт?» Мотивируйте подписчика — предложите скидку, доступ к секретной акции или уникальному контенту. Расскажите, сколько времени займет опрос — как правило, не больше 2-3 минут. Когда есть «плюшка» и понимание, что ответить можно по-быстрому, ответов приходит больше.

Не бойтесь и не стесняйтесь вести диалог с подписчиками. Собирайте обратную связь о рассылке и продукте, расширяйте портрет целевой аудитории — постепенно, в удобном для подписчика формате. Если проводите опрос впервые — протестируйте его на небольшой группе и обязательно прогоните по нашему чек-листу для проверки рассылки.

Удачи!

SENDSAY
Мультиканальная маркетинговая платформа