Блог Sendsay

Пишем про email-маркетинг. Показываем, как превратить email в эффективный маркетинговый канал.

Чистим базу подписчиков

Рассказываем, для чего ее чистить и когда это стоит делать. Показываем, на что обратить внимание при чистке, чтобы случайно не удалить тех, кого не надо.

Для чего нужно чистить базу

У любого сервиса рассылки есть рейтинг среди почтовых служб типа mail.ru или gmail. Если рейтинг высокий — письма, отправленные с помощью сервиса, попадают во «Входящие», если низкий — в «Спам». Рассылка по «сомнительным» базам сопровождается ошибками доставки и жалобами на спам — это понижает рейтинг сервиса рассылки. Поэтому клиентов с такими базами тщательнее «проверяют», просят исправиться и даже блокируют.

У вас, как у отправителя, тоже есть рейтинг, и он зависит от результатов рассылки. Чем больше ошибок доставки, неоткрытых писем и жалоб на спам — тем рейтинг ниже. Даже если рассылки проходят внутреннюю проверку со стороны сервиса рассылки, почтовые службы все равно могут расценить вас как «ненадежного отправителя» и тогда показали доставки упадут еще больше. Худший сценарий, когда отправителя добавляют в черный список. Если вы в черном списке у mail.ru, значит, клиенты этой почтовой службы ваших писем не получат. Выглядит как страшный сон email-маркетолога. Жуть.

Неверные адреса, боты и неактивные подписчики лежат мертвым грузом и портят показатели доставки. И вообще, вы теряете деньги, обслуживая «мертвые души». Сервисы рассылки рассчитывают абонентскую плату, исходя из количества подписчиков. Если их несколько сотен тысяч — сумма выходит серьезная.

Сомнительная база подписчиков портит репутацию отправителя и высасывает деньги из аккаунта. Если не хотите проблем с доставкой и проверками внутри сервиса рассылки — собирайте базу легально и чистите ее, когда это необходимо.

Когда пора почистить базу

Посмотрите на процент недоставленных писем в рассылке. 1-2% уже намекают на то, что базу пора почистить. Возможно, там затесались боты или «забытые» ящики. Другой показатель — Open Rate. Выделите сегмент подписчиков, которые получают письма, но не открывают их. Попробуйте реанимировать этот сегмент: предложите скидку, спросите, почему они больше вас не читают, предупредите, что можете их отписать. Если попытки реанимации прошли безуспешно, задумайтесь, нужны ли вам такие подписчики. Возможно, стоит их удалить. Все-таки лучше иметь 10 тысяч подписчиков с 25% рейтингом открытий, чем 100 тысяч с показателем в 2-3%.

Если база регулярно обновляется и растет, то чистите ее раз в полгода. Если у вас больше 500 000 подписчиков — делайте это чаще. Главное — не количество подписчиков, а их качество.

На что обратить внимание при чистке базы

— Ошибки при доставке

Ошибки при доставке могут быть «жесткими», когда письмо отправлено на несуществующий адрес. И «мягкими», когда письмо нельзя доставить в данный момент, из-за того, что у подписчика переполнена папка «Входящие». Адреса, по которым замечены «жесткие» ошибки, удаляем сразу, выделять их в отдельный сегмент смысла нет. Многие сервисы рассылки блокируют их сами и сразу. С «мягкими» поступаем так: ждем три рассылки, если ошибка не исчезает, удаляем, либо выделяем в отдельный сегмент, на которой пока не рассылаем. Через месяц-два попробуйте отправить по этому сегменту еще одну рассылку, если снова та же ошибка — все, можно смело удалять.

— Неактивные пользователи

Пробуйте реанимировать, не получается — либо удаляете, либо продолжайте рассылку с надеждой, что когда-нибудь они «проснутся». Раз в год и палка стреляет.

— Отписавшиеся подписчики

Отписались и ладно. Выделите их в отдельный сегмент и исключите из активной рассылки. И по-хорошему их проще удалить — бывшие подписчики вам вряд ли пригодятся.

— Служебные адреса

Проанализируйте базу на наличие служебных адресов в духе support@company.ru, info@company.ru, hello@company.ru и подобных. Скорее всего, это боты. Посмотрите, доставляются ли письма по «сомнительным» адресам и открываются ли. Если нет — удаляем.

— Жалобы на Спам

Не допускайте жалоб на Спам — работаете с возражениями, узнавайте у подписчика, что ему не нравится и корректируете рассылку, исходя из пожеланий. Если ему интересны предложения с телевизорами, а не холодильниками — отлично, добавляете в отдельный сегмент и отправляете ему только письма с холодильниками. Если жалобы все-таки есть — реагируйте сразу. Большинство сервисов рассылки автоматически отписывают тех, кто пожаловался на спам. Если в вашем сервисе такой функции нет, отпишите подписчиков самостоятельно. Заваливать извинениями и предложениями со скидками не стоит — уже поздно.

Реагируйте на ошибки доставки и жалобы на Спам сразу. Если на ящик не доходят письма, его адрес похож на служебный или его не проверяют уже больше полугода — смело удаляйте, никакой пользы от таких подписчиков нет.

Как проверить сомнительный адрес

В любой крупной базе есть сомнительные адреса, которые хочется удалить, но страшно — вдруг там «живой» пользователь, который рано или поздно станет постоянным покупателем. Выяснить информацию о конкретном ящике или всей базе сразу можно с помощью специальных сервисов:

Mail Checker

Вводите в строку «сомнительные» адреса и узнаете, оправданы ли ваши сомнения. Сервис бесплатный. Одновременно можно проверить только четыре ящика — неудобно, но ничего не поделать.

Mailtester

Несмотря на допотопный дизайн, сервис отлично справляется со своей работой, еще и бесплатно. Единственный минус — пробить по всей базе сразу не получится, только одиночные адреса. Как вариант, скачайте оффлайн-версию на компьютер — в ней уже можно работать со списками. Для того, чтобы работать с программой нужен Windows 98/ME/NT4/2000/XP — в общем, на любителя или олдфага.

Emailsherlock

Еще один бесплатный сервис, который обещает проверить привязку почты к социальных сетям, вычислить страну и даже адрес подписчика. Вводить данные придется вручную, со списками сервис не работает.

Подобные сервисы не дают 100% гарантии. Но все равно это хороший и недорогой способ отсеять несуществующие адреса, ботов, спамеров и других «недоподписчиков».

Как сохранять базу чистой

Можно чистить базу хоть каждый месяц, но логичнее не допускать ее «засорения» — сэкономите время и нервы. Для этого:

1) Используйте легальные способы привлечения подписчиков

Не покупайте базу с рук, вам гарантированно достанутся сотни или тысячи уже неактуальных, «брошенных» ящиков. Собирайте подписчиков через форму подписки на сайте, либо на форумах и конференциях — здесь все легально.

2) Подписывайте пользователей через double opt-in

Выбирайте способ подписки с подтверждением. В этом случае пользователь получает письмо с кнопкой или ссылкой для подтверждения подписки. Это «безопасный» способ, который не спасет от ботов, но убережет от ошибочных адресов в базе.

Да, всего два простых и очевидных совета. Странно, что их до сих пор не соблюдают ;)

Sendsay
Мультиканальная маркетинговая платформа